фото из архива ТРИЭС

И швец, и жнец, и на дуде игрец


Юлия Вегенер 06-07-2011

7 июля, на Ивана Купалу, купались, плели венки и прыгали через костры, а 12 июля, на Петров день, обязательно качались на качелях – чтобы взлететь к солнышку. В фольклорно-этнографической студии «Сретение», которой руководит Елена Чешегорова, бережно хранят народные традиции Сибири.


Студия «Сретенье» – это особая фольклорная стихия, наполненная народными песнями, танцами, инструментальными наигрышами, вечерочными играми, праздничными обрядами. Сама Елена Чешегорова пришла в фольклор через песню:
– Пела я всю жизнь – в лесу, на сцене сельского клуба… По радио один раз песню услышу – и сразу запоминаю. Если клубным работникам надо было песню к какому-то мероприятию, они просто обращались ко мне.

В фольклоре Елена Чешегорова нашла все, что ее интересовало: и педагогику, и психологию, и народные ремесла, и пение, и шитье, и реальное православие, «когда ты не просто зашел в храм на большой праздник – свечку поставил и ушел». «Сретенцы» осваивают новые ремесла (ткачество, вышивка, бисероплетение, изготовление кукол, свистулек), проводят концерты и праздники, ездят в фольклорные экспедиции, по крохам собирая уцелевшие шедевры сибирского фольклора.

Ноги в пляс
Сибирские вечерки – традиционные молодежные встречи для развлечения и брачных знакомств. Это игры, фольклорный театр, особые вечерочные и посиделочные обычаи, чаепития с традиционной кухней.

– На вечерке нет никаких начальников, официально ответственных – устраивают все, кому хочется. Все собираются, и получается некое соборное действо. «А давайте это, а давайте то, а давайте этот танец» – «а мы не знаем» – «а мы сейчас вас научим».

Жениться не лапоть надеть
Один из обрядов, сохранившийся в Омской области у переселенцев с витебщины, – это «Женитьба Тярешки», календарный обряд, который белорусы проводят на Рождество. В ХХ веке его задачей было предсвадебное общение молодежи, «проигрывание» идеи свадебного выбора. Важность обряда была так велика, что даже самые строгие родители отпускали дочерей на всю ночь «Женить Тярешку».

Хлеб да соль
– У наших бабушек в деревнях вообще ничего не пропадает, – рассказывает Елена. – Они выбирают из земли самую меленькую морковку, запаривают ее в подслащенной воде, и, когда она становится мягкой, нарезают на кусочки, раскладывают на листах и отправляют в русскую печь сушиться. По вкусу получается похоже на изюм, зимой как ириски грызешь.

Совсем распоясался!
Елена Чешегорова шьет народные костюмы не только для себя и своей семьи, но часто и для участников студии.

– Тем, кто шить не умеет, народный костюм обходится очень дорого, а я все свои наряды сшила сама. И сколько еще моих нарядов «ходит на других людях» – не сосчитать!

В русском костюме все было продумано, часто детали и украшения на одежде имели не только бытовой, но и магический смысл. Например, пояс был своеобразным оберегом: жена дарила мужу красный пояс, чтобы охранял его от дурного глаза и чужих жен, а удар поясом считался пожеланием удачи (так ударяли поясом свата, отправлявшегося на сватовство). Пояс должен был увеличивать мужскую силу и делал женщину плодовитой. «Распоясаться» – значит «обнаглеть», «забыть о правилах приличия».

Каждый сам себе богатырь
Летний палаточный военно-патриотическом фольклорный лагерь «Богатырская застава» – это русский рукопашный бой, водная подготовка (байдарки и рафты), казачья верховая езда, строевая и тактическая подготовка, которые сочетаются с уроками по декоративно-прикладному искусству, праздниками и вечерками. «Многие родители становятся нашими друзьями, – говорит Елена Чешегорова. – Однажды они привезли несколько ящиков фруктов – не просто «своих подкормить», а для всех».

Дешевле всего стоят говядина и баранина, а также рыба и сыр. ...
Планируется, что в них будет помещаться и два человека. ...
Вечный спор продавца с покупателем в условиях Омска приводит порой к неожиданным результатам. ...
Но ее первой и самой главной «любовью» стал костюм уточки, купленный в супермаркете. ...
171 0
Стиль жизни
Наверх