фото из архива ТРИЭС

Погружаемся в старину


Юлия Ожерельева, "Любинский проспект" 28-10-2011

Джембе, варганы, калюки, фуяры... Сегодня в моде этнические звуки и напевы. Корреспондент «ЛП» встретился с омичами, увлеченными этномузыкой, разузнал, где можно достать африканский барабан или словацкую дудку, и попробовал научиться на них играть.


«Шпилим» на джембе
– Бей ладонью в центр барабана... Руку не напрягай, она должна быть расслаблена! – наставляет меня во время импровизированного урока игры на африканских барабанах джембе Юрий Лебедев, участник группы Spieleband и основатель школы игры на этнических барабанах Drum’n’Pipe.

Бью, но звук снова получается не тот...

– Рука должна быть хоть и расслабленной, но все же организованной. Сложи вместе пальцы. Вот! То-то же. Теперь попробуй левой рукой, – включается в обучение Александр Юрков, ученик Юрия.

В скором времени Юрий вместе с группой Spieleband – коллективом, с которого несколько лет назад началось этническое движение в Омске, – переезжает в Санкт-Петербург. Свою задачу музыканты выполнили – организовали в городе этническую «тусовку», а в северной столице они намерены вращаться среди гораздо более «продвинутых» в плане этнической музыки людей. За старшего в основанной Юрием школе остается Александр Юрков.

Прямиком из Африки
Несколько барабанов в школе Drum’n’Pipe – «иностранцы»: джембе родом из Африки. В дальние странствия в поисках инструментов ездить не приходится: есть в столице люди, которые, по словам Юрия Лебедева, «снабжают барабанами этническую тусовку».

Если вы не столь ярый поклонник аутентичных инструментов, есть и более легкий путь приобретения джембе – сегодня найти инструмент можно и в Омске, цена – от 8 тысяч рублей.

– Свой первый джембе я купил за 10 тысяч рублей в магазине Yamaha, – вспоминает Александр Юрков.

Есть в Омске и еще одна «лазейка» в лице Павла Тимофеева – по отметкам этнической общественности, это лучший в городе мастер по изготовлению барабанов. Он помогал школе, когда требовался ремонт инструментов. Он же изготовил три басовых барабана, которые, если бы не помощь Павла, обошлись бы школе в 35 тысяч рублей.

Барабанный транс
Юрий, Александр и их ученики в буквальном смысле погружены в западно-африканскую традицию. Для африканцев игра на этом древнем инструменте – способ общения. Так и омичи, играя, забывают обо всем на свете, ударами ладоней передавая друг другу какую-то информацию.

Обучение в школе начинается с изучения основных звуков, которые издаются разными частями ладони и ударами по разным участкам джембе. Первое время ученики работают над техникой: когда она отточена, звуки выходят «правильно» и без ущерба для ладоней. Как говорит Юрий, джембе – довольно «дружелюбный» инструмент: подпускает к себе месяца через три.

Отработав технику, ученики переходят к изучению ритмических рисунков. Джембе позволяет исполнять ритмы разнообразных музыкальных стилей – например, хип-хоп, регги. Рисунки Юрий и Александр черпают в интернете. Правда, чтобы разобраться, к примеру, в значках, которыми записываются рисунки, нужен, как минимум, год подготовки.

Этническая «тусовка»
Если изучить тематические сообщества в сети «ВКонтакте», посвященные этнической музыке, выяснится, что создают их в основном знакомые между собой люди. Как отметил Максим Чапов, художественный руководитель проекта Ambiethnica, «чтобы пересчитать основных этнических музыкантов в городе, хватит пальцев двух рук». Правда, по словам увлекающихся, далеко не все, обучаясь игре на инструменте, погружаются в культуру – многим просто нравится звучание выбранного инструмента. Для Максима Чапова, к примеру, таким стал язычковый инструмент – варган. Максим не просто играет на нем – он коллекционирует варганы. Ему довелось опробовать множество инструментов из разных городов и стран. Однажды он заказал целую партию из Вьетнама: местные торговцы наотрез отказались высылать меньше 50 штук. Теперь эту партию Максим распродает – правда, если некоторые особо ценные и дорогие экземпляры не продадутся, он не слишком расстроится: они украсят его коллекцию.

Славянские дудки из Омска
Создателей этнических инструментов в нашем городе – раз-два и обчелся. Один из них – участник этноэлектронного проекта «RиЯ» Илья Балаговский, который собственными руками делает этнические дудки, в основном русские калюки и словацкие фуяры. В первую очередь инструменты он делает для себя, но если найдутся заказчики (в том числе и в других городах) – снабдит инструментами и их.

Пластиковая труба из строительного магазина, дрель для просверливания отверстий и торцевая пила для разрезания трубы – все, что нужно для создания дудок. Еще нитки: Илья использует их для красоты и удобства, но традиционно обмотанные вокруг дудки нитки служили еще и оберегами. По мнению Ильи Балаговского, своими руками можно сделать практически любой инструмент, и такое умение – отличное подспорье для каждого музыканта.

СПРАВКА

Один из старейших в мире музыкальных инструментов – диджериду, инструмент аборигенов Австралии. Считается, что его звучание способствует вхождению в транс. С игрой на диджериду экспериментируют и современные западные музыканты – к примеру группа Jamiroquai. Звучит этот инструмент обычно на одной ноте. В Бразилии популярны кабасы – еще их называют «бразильскими маракасами». Первоначально кабасы изготавливали из сушеной тыквы – ее оплетали сеткой с закрепленными на ней семенами. Звук порождался трением семян о поверхность овоща. Сегодня инструмент делается, конечно, не из тыквы, но устроен он по тому же принципу. Встряхивая и вращая кабасы, музыкант добивается различных ритмических эффектов. Дарбука – старинный ударный инструмент, представляющий собой барабан в форме кубка. Традиционно изготавливается из глины и козлиной кожи, сегодня также распространены металлические дарбуки. Похожие барабаны были обнаружены в алтайских захоронениях, датированных V веком до н.э. Сейчас дарбука широко применяется в современной арабской поп-музыке, также без нее немыслим традиционный танец живота.

ФАКТ

«По голове себе постучи» – название одного из этнических коллективов Омска, состоящего из выпускников школы Drum’n’Pipe. 800-1500 рублей – средняя цена созданных Ильей Балаговским этнических дудок.

От 225 до 1500 рублей у Максима Чапова стоит заказанный из Вьетнама варган. От 1500 – цена барабанов Павла Тимофеева. Этнические инструменты можно найти в обычных музыкальных магазинах – к примеру, в магазине «Свет и музыка» кабасы стоят 1500-2300 рублей.

Впрочем, ценник может разниться и в одну, и в другую сторону. ...
181 0
Это было одно из первых заведений подобного рода в нашем городе. ...
476 0
Вечный спор продавца с покупателем в условиях Омска приводит порой к неожиданным результатам. ...
Стиль жизни
Наверх