фото из архива ТРИЭС

Кризис напоминает художникам лихие 90-е


Катя Алексеева

Ученица Вячеслава Зайцева, омский батикист Татьяна Колточихина рассказала о том, как открыть своё дело и пережить кризис.

-Татьяна, сегодня вы одна из самых известных мастеров по батику. Ваши работы находятся в частных коллекциях в Москве, Красноярске, Нью-Йорке, Милане, Женеве, Люксембурге. Скажите, как начинался ваш творческий путь? Когда вы впервые стали работать с батиком?

-Родилась я в Москве, но моё детство прошло в глубинке в Кемеровской области в окружении бабушек. Они очень любили рукодельничать, шили для церкви и меня научили работать руками, чувствовать ткань. После окончания школы я вернулась в Москву, где поступила на художественный факультет Московского государственного технологического института. Там, в окружении творческих людей, я в первый раз и улышала о батике - ручной росписи по ткани с использованием резервирующих составов. Стала работать с ним и влюбилась. Очень загорелась идеей освоить эту науку.

-Помните свою первую серьёзную работу в стиле батика?

-Да, это моя дипломная работа - вечернее платье «Ночной сад». Его я, кстати, делала под руководством известного модельера Вячеслава Зайцева. После защиты я платье распорола и натянула на подрамник - теперь это картина. Чтобы добиться желаемого цвета, стирала его три раза и обрабатывала маргонцовкой-единственным доступным красителем в 80-е годы. От бесконечных экспериментов шёлк стал портиться, и середина вывалилась, но мне удалось найти оригинальное решение: оставшиеся «лохмотья» я стянула и закрыла красивой вышивкой.

-Как после обучения вы оказались в Омск?

-В Омск я попала по распределению: по правилам я должна была три года отработать преподавателем в Институте сервиса. Но вскоре поняла, что хочу не обучать, а творить самой. Так началось моё «свободное плаванье». От Союза художников мне и подруге предоставили студию, здесь начали выполнять заказы для таких крупных предприятий, как ПО «Полёт» и завод Баранова. Мы рисовали им картины к праздникам.

-Крупные предприятия - большие деньги. Вам, можно сказать, сразу повезло..

-Нет, в деньгах мы не купались. Деньги уходили на закупку материалов. Оставшиеся средства иногда приходилось растягивать на несколько месяцев - качественнно выполненная работа требовала много времени. Стоит отметить, что в советские врмена высокооплаичваемыми были только те работы, на которых был изображён Ленин... Известность эта работа также не приносила. Поэтому я выполняла картины для души и отправляла их на выставки. Благодаря «сарафанному радио» у меня появилось больше заказов. Я стала изготовлять не толко картины, светильники, игрушки, но и палантины, галстуки, шарфы, платки.

-Татьяна, расскажите, как выглядит рабочий процесс по росписи ткани. Какое необходимо пространство, приспособления? Какой из этапов работы Вы считаете самым важным, самым сложным и самым любимым?

-У меня несколько раздвижных рам, большой стол, удобно оборудован свет и, конечно, ноутбук. Я все этапы работы над платком люблю. Если рисунок сложный, то на изготовление одного платка уходит несколько дней. Самым важным для меня является подбор цветовой гаммы. Ведь я не панно рисую, а платок, там другие «законы жанра». Моя задача не передать цветовую гамму живой природы, а создать аксессуар для конкретной женщины, т.е. чтобы мой платок гармонировал с ее гардеробом и подчеркивал достоинства ее внешности. Сложностей в батике хватает, это вообще искусство, не оставляющее права на ошибку. Ведь если в других техниках живописи можно неверный мазок закрыть другим, то здесь очень редко удаётся скрыть допущенную ошибку, а вот исправить её невозможно, поскольку в процессе росписи шелк принимает в себя краситель и практически нет способов, которыми можно было бы стереть или закрасить случайную каплю.

-Материалы, краску вы закупаете в Омске?

В своих работах я использую только качественные материалы, красители. Шёлк закупаю в Новосибирске, так выходит дешевле: если в Омске метр ткани стоит 2000 рублей, то здесь - 600 рублей. Разница, как, говорится, на лицо. А вот краску приобретаю в Омске. Отмечу, что в последнее время я увлеклась картинами из кусочков стекла. Для их изготовления я использую не простое оконное стекло, а витражное. Его я тоже закупаю в Новосибирске, увы, в нашем городе нельзя его приобрести. Он дороже, но более очищенный, не имеет такого резкого запаха при нагревании.

-Татьяна,  повилиял ли как-то кризис на вашу работу?

- Да, художники одни из первых почувствовали "дыхание" кризиса. Он мне, кстати, напоминет 90-е годы, когда многим творцам приходилось работать "в стол". Тем не менее, он закончился, закончится и этот. Мне кажется, когда становится тяжело, нужно не стонать и плакать о том, что наступил кризис, не затягивать пояса и тихо ожидать лучших времён. Наоборот, нужно начинать работать с ещё большим рвением и самоотдачей. Это самый действенный способ справиться со всеми навалившимися трудностями.

Впрочем, ценник может разниться и в одну, и в другую сторону. ...
182 0
Это было одно из первых заведений подобного рода в нашем городе. ...
476 0
Вечный спор продавца с покупателем в условиях Омска приводит порой к неожиданным результатам. ...
Стиль жизни
Наверх